Современный русский язык: динамика и функционирование

Конференция
Текущее время: 20-05, 23:07

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 9 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Т. А. Славгородская (Краснодар)
СообщениеДобавлено: 07-12, 19:13 
Не в сети
Site Admin

Зарегистрирован: 03-12, 21:20
Сообщения: 48
Откуда: Волгоград
"КУЛЬТУРА РЕЧИ" ИЛИ "ЛИНГВОЭКОЛОГИЯ"?

Знать выразительные средства языка, уметь пользоваться его стилевыми и смысловыми богатствами во всем их структурном многообразии – к этому должен стремиться каждый носитель языка.
Защита и охрана природных богатств, здоровье народа осознаются теперь как важное общегосударственное дело. Охраняются и восстанавливаются памятники материальной культуры – часть духовного исторического наследия. Наш язык нуждается в таком же бережном подходе.
Культура речи в ее традиционном понимании – это степень владения литературным языком (его нормами, стилистическими, лексическими и грамматико-семантическими ресурсами) в целях наиболее эффективного общения в различных условиях коммуникации. Экологический подход к вопросам культуры речи, речевого общения предполагает ответственное отношение к национальным языковым традициям, воспитание действенной любви к родному языку, заботу о его прошлом, настоящем и будущем. Все это и составляет существо экологического аспекта культуры речи, если понимать его широко и обобщенно.
История самого термина (и понятия) экология восходит к 60-м годам 19 века. Как известно, термин экология, или ойкология (от греч. оikos «жилище», «место обитания» и logos «учение») предложил в 1866 году известный немецкий исследователь Эрнст Геккель (1834 -1919). Это был один из крупнейших биологов 19 века, реформатор науки, сторонник эволюционного учения Чарлза Дарвина. Им написана фундаментальная «Общая морфология организма» и многие другие работы. Одним из первых он предложил «родословное древо» всего животного мира и сформулировал знаменитый биогенетический закон, в соответствии с которым онтогенез (индивидуальное развитие особи) является как бы кратким повторением филогенеза (важнейших этапов эволюции всей группы, к которой эта особь относится).
Сам Э.Геккель определил экологию как науку, изучающую «все связи организма с окружающим миром, к которому относятся все условия существования в широком смысле слова, как органические, так и неорганические». [Скворцов 1994: 82] Экология по Э.Геккелю – это «познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими компонентами среды…взаимоотношения животных и растений, контактирующих друг с другом». [Скворцов 1994: 83]
Формирование экологии как науки, ее эволюцию во времени можно проследить, в частности, по статьям в энциклопедиях и справочниках разных лет и различных изданий. Так, в знаменитом «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона (СПб., 1904) читаем: «Экология, или ойкология – часть зоологии, обнимающая собой сведения касательно жилищ животных, то есть нор, гнезд, логовищ и т.п. до сих пор экология не достигла той степени развития, которая дала бы ей право на известную долю самостоятельности». В самом деле, к началу 20 века экология не вышла еще из периода чистых описаний, не выработала своих методов, не накопила суммы обобщений, ждала экспериментальных исследований и только еще собирала факты.
В последующих энциклопедических изданиях статья «Экология» представлена в более развернутом виде: наука экология толкуется уже как раздел биологии, изучающий приспособления (адаптации) животных и растений к окружающее неорганической и органической среде (см., например, БЭС, 1933).
В словарях второй половины 20 века статья «Экология» в энциклопедических изданиях занимает целые страницы (см. БЭС, изд. 3, 1978 и др.). В ней, в частности, отмечается, что в середине 20 века возникла экология человека, появились такие специальные науки, как радиационная экология (радиоэкология), палеоэкология и др. Характерная черта экологии этого периода – исследование процессов, охватывающих всю биосферу. Одна из важнейших задач при этом – определение стабильности сообществ, их способности противостоять неблагоприятным воздействиям. Социальная экология изучает воздействие человека на географический ландшафт, результаты его деятельности в социальном пространстве, взаимоотношения между социальными группами и средой обитании.
Для выделения лингвоэкологии как особого направления лингвистических исследований в настоящее время как будто есть все основания. Проблематика лингвоэкологии с большой полнотой охарактеризована в последние годы в ряде работ Л.И.Скворцова, который одним из первых среди отечественных русистов стал устойчиво употреблять термины «экология языка», «лингвоэкология» [Скворцов 1998]. Лингвоэкологическими по своей проблематике являются работы многих современных русистов, например.
В этих работах акцент делается прежде всего на таких явлениях современной общественно-речевой жизни, как бюрократизация языка и речи (экспансия канцелярского стиля), наплыв заимствований (преимущественно англицизмов), жаргонизация и вульгаризация речевого общения, легализация сквернословия. Эта проблематика широко обсуждается также в современных средствах массовой информации.
Значение оптимального решения этих проблем в лингвоэкологическом аспекте для судеб русского языка и русской культуры трудно переоценить.
О том, что лингвисты-руссисты проявляют все больший интерес к лингвоэкологической проблематике, говорят материалы многих научных конференций последних лет. «Научно-методологический семинар «Экология языка и культура речевого общения» (23-26 мая 1995г., г. Ачинск), в решениях которого отмечено, что «разработка проблем экологии языка является актуальной для лингвистической теории и практики преподавания языка в школе и вузе». [Сковородников 1996: 45].
Всякое научное направление, а тем более научная дисциплина, должны быть дефинированы, должны иметь свою исследовательскую методику и свой понятийно-терминологический аппарат. Посмотрим на проблему с этой стороны.
Дефиницией в точном смысле этого слова для лингвистической экологии упомянутые выше авторы не предлагают, но каждый по-своему осмысливает это понятие. Так, Л.И.Скворцов полагает, что «культура языка может и должна быть осмыслена в собственно экологическом аспекте – как часть здоровой окружающей «речевой среды существования», освобожденной от ошибок и неточностей, нежелательной нивелировки и «дистиллированности», негативно влияющих на жизнь языка, на общую духовность и нравственность (…). Предметом лингвистической экологии является культура мышления и речевого поведения, воспитание лингвистического вкуса, защита и «оздоровление» литературного языка, определение путей и способов его обогащения и совершенствования, эстетика речи». [Сковородников 1996: 46] Как видно из цитаты, автор по сути дела включает в предмет лингвоэкологии всю проблематику культуры языка и речи, т.е. отождествляет эти понятия.
По мнению В.К.Журавлева, «экология языка, теснейшим образом связана с экологией духовной культуры и культурно-исторических традиций, есть прежде всего забота о чистоте речевой среды обитания человека и всего народа». [Сковородников 1996: 46] Близкое к этому понимание экологических проблем языка как экологии речевой среды, целью которой является «обнаружение факторов, загрязняющих каналы общения, препятствующих пониманию между людьми, устранение помех, затрудняющих общение», обнаруживает А.К.Михальская. [Сковородников 1996: 47]
Такое понимание лингвоэкологии восходит к работе Э.Хаугена «Ecology of Language», который усматривал основную задачу этой научной дисциплины в исследовании взаимоотношения языка и среды. Фр. Данеш и С.Чмейркова, отталкиваясь от упомянутой работы Э. Хаугена, указывают на то обстоятельство, что «экологическая интерпритация, разумеется, возможна не только в таких «жестких» ситуациях, когда лингвисту не остается ничего другого, как констатировать гибель языка. Экологический подход правомерен и в менее острых случаях, когда происходят, казалось бы, менее губительные языковые изменения, такие, как возникновение и исчезновение отдельных языковых категорий, типов текстов и коммуникативных функций. Предметом внимания языковой экологии является языковая вариативность, рассматриваемая через призму отношения к среде, в которой она происходит. Далее, сюда относятся языковые контакты, обусловленные контактами между политическими системами и культурами, и связанные с этим такие явления, как смешение и скрещивание языков, овладение иностранными языками, двуязычие и т.п.». [Сковородников 1996:47] Как видим, эта характеристика содержания лингвистической экологии отличается большой широтой и разнородностью включаемых в него аспектов и проблем.
На наш взгляд, можно предложить следующую дефиницию: лингвоэкология – это находящаяся в процессе становления лингвистическая дисциплина, тесно связанная с такими разделами лингвистики, как социолингвистика, этнолингвистика, теория культуры речи, история языка; взаимодействующая с рядом других гуманитарных дисциплин (этнопсихологией, социологией, историей данного народа, историей его культуры) и исследующая проблематику языковой и речевой среды в ее динамике, прежде всего проблематику языковой и речевой реабилитации, т.е. факторы, пути и способы обогащения языка и совершенствования собственно-речевой практики.
Понятийно-терминологический аппарат современной лингвоэкологии находится в процессе становления. Пишущие на лингвоэкологические темы пользуются прежде всего теми понятиями и терминами, которыми располагают названные выше близкородственные дисциплины.
На данном этапе своего развития лингвоэкология лишь в малой степени соотнесена с биологической экологией, что, по-видимому, объясняется тем, что первоначально эта связь мыслилась скорее метафорически, чем логически (рационально). Так или иначе, на данный момент можно констатировать достаточно активное употребление следующих лингвоэкологических терминов, созданных с явной ориентацией на биологическую экологию: сам термин «лингвистическая экология», «языковая среда (обитания, существования)», «речевая среда»: «загрязнение речевой среды», «чистота (очищение) речевой среды», «охрана языка», «болезнь языка», «оздоровление языка» и др.
А.П. Сковородников полагает, что «по аналогии с собственно экологическим термином «экоцид» (разрушение окружающей человека природной среды, нарушение экологического равновесия) можно использовать термин «лингвоцид» для обозначения политики ограничения, дискриминации и подавления языка какого-либо народа; по аналогии с термином «биотехнология» – термин «лингвоэкологическая технология» для обозначения совокупности методов и мер, направленных на ослабление негативных или стимулирование позитивных факторов развития и функционирования языка; по аналогии с термином «почвенная эрозия» – термин «лексическая эрозия» для обозначения процесса утраты слов, представляющих семантическую и/или системообразующую ценность на данном этапе существования языка; по аналогии с термином «аллергия» – термин «языковая аллергия» для обозначения индивидуальной или социально-групповой реакции отторжения какого-либо слова или оборота и т.д.». [Сковородников 1996: 48]
В заключение заметим, что центральный термин складывающейся терминологической системы – лингвоэкология, по-видимому, приобрел к настоящему времени все основные признаки научного термина: он отвечает критериям системности, дефинированности, относительной моносемичности, стилистической нейтральности. Что касается лингвистической экологии как таковой, то она начинает приобретать статус лингвистической дисциплины, поскольку формирует свою предметную область, свою исследовательскую методику и свой понятийно-терминологический аппарат.
Лингвистическая экология как научная дисциплина должна быть связана прежде всего с центральным экологическим понятием среды обитания (в нашем случае с понятием языковой среды) и включать в обобщенном виде основные цели и положения этой научной дисциплины. Причем следует иметь в виду, что понятие среды применительно к языку двупланово: с одной стороны, это языковая среда, в которой существует отдельный человек и социум, с другой стороны, это среда, в которой существует и функционирует язык, т.е. совокупность экстралингвистических фактов или условий, влияющих на его функционирование и развитие.

Литература:
1. Скворцов Л.И. Культура языка и экология слова // Русская речь. 1988, № 4,5.
2. Скворцов Л.И. Язык, общение и культура (экология и язык) // РЯШ. 1994, № 1.
3. Сковородников А.П. Лингвистическая экология: проблемы становления // Филологические науки. 1996, № 2.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 08-12, 17:54 
Не в сети

Зарегистрирован: 06-12, 16:50
Сообщения: 9
Откуда: Новосибирск
Очень интересная статья!

Считаете ли Вы необходимымм введение курса "Лингвоэкология" на неязыковых специальностях в вузах? Поможет ли это кардинально изменить современную языковую ситуацию?

_________________
C уважением,
Артём Алексеевич Шмаков,
студент сткдент 4 курса гуманитарного факультета Новосибирского государственного университета


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 09-12, 14:04 
Не в сети

Зарегистрирован: 08-12, 10:15
Сообщения: 1
Откуда: Волгоград
Артём Шмаков писал(а):
Очень интересная статья!

Считаете ли Вы необходимымм введение курса "Лингвоэкология" на неязыковых специальностях в вузах? Поможет ли это кардинально изменить современную языковую ситуацию?


Несмотря на то, что дается теоретическое обоснование данного термина, данного направления в лингвистике, на наш взгляд, необходимо привести примеры.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 09-12, 18:32 
Не в сети
Site Admin

Зарегистрирован: 03-12, 21:20
Сообщения: 48
Откуда: Волгоград
Артём Шмаков писал(а):
Очень интересная статья!

Считаете ли Вы необходимымм введение курса "Лингвоэкология" на неязыковых специальностях в вузах? Поможет ли это кардинально изменить современную языковую ситуацию?


Кардинально изменить языковую ситуацию вообще невероятно сложно, а уж введение подобного курса её точно не изменит.
Неязыковым специальностям и обычный курс русского языка и культуры речи доставляет сложности, не говоря о каких-то других.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 09-12, 19:20 
Не в сети
Site Admin

Зарегистрирован: 03-12, 21:20
Сообщения: 48
Откуда: Волгоград
Вопрос ко всем: вы действительно считаете целесообразным выделять ещё одну лингвистическую дисциплину?
Я лично полагаю, что в середине XX века и так появилось слишком много отраслей лингвистики, которые стали полноправными науками, а по сути этнолингвистика, лингвокультурология и социолингвистика, например, так тесно переплетены между собой, что порой совершенно невозможно провести чёткую грань между областью одной науки и областью другой...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 10-12, 04:05 
Не в сети

Зарегистрирован: 09-12, 02:52
Сообщения: 6
Откуда: Владикавказ
Этнолингвистика и лингвокультурология возможно и перекликаются, но важность их существования как отдельных дисциплин очень ощутима, на мой взгляд, только при сопоставлении и соотношении разных языков, когда выявляются особенности миропонимания и выстраивается языковая картина мира того или иного народа.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 10-12, 11:29 
Не в сети

Зарегистрирован: 10-12, 11:23
Сообщения: 1
Откуда: Волгоград
Сопоставление языков по разным параметрам - это компаративистика, которая включает в себя все аспекты изучения того или иного языка.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 10-12, 19:11 
Не в сети

Зарегистрирован: 06-12, 16:50
Сообщения: 9
Откуда: Новосибирск
По-моему, научная дискуссия как-то не очень удается...

_________________
C уважением,
Артём Алексеевич Шмаков,
студент сткдент 4 курса гуманитарного факультета Новосибирского государственного университета


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 12-12, 02:22 
Не в сети

Зарегистрирован: 09-12, 02:52
Сообщения: 6
Откуда: Владикавказ
Простите, но речь не шла о компаративистике, а о способах и средствах отражения в языке представлений народа, говорящего на данном языке, об окружающем мире и месте человека в этом мире и о выявлении особенностей этих представлений в сравнении с другими этносами.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 9 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB