Современный русский язык: динамика и функционирование

Конференция
Текущее время: 20-05, 22:09

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 7 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Л. В. Чернова (Армавир)
СообщениеДобавлено: 07-12, 19:15 
Не в сети
Site Admin

Зарегистрирован: 03-12, 21:20
Сообщения: 48
Откуда: Волгоград
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПОСТРОЕНИИ ФИГУРЫ ПОВТОРА, ОФОРМЛЕННОЙ СЛОВАМИ-КВАЛИФИКАТОРАМИ

В науке конца XX – начала XXI века сфера эмоций становится не только объектом психологии, философии, социологии, но и лингвистики и является одной из наиболее сложных областей описания лингвокультурной специфики того или иного народа. Проблема типологии и дифференциации синкретичных элементов относится к числу актуальных в русском языке и вызывает вполне оправданный интерес современных лингвистов. Среди промежуточных и син-кретичных объектов изучения заметное место занимают конструкции со слова-ми местоименного и наречного характера, выполняющими эмоциональную и квалифицирующую функцию в предложении и тексте. К ним относятся по-строения с местоименными словами какой, такой, до чего, до того, что за и словами местоименно-наречного происхождения как, так, где, куда, еще и не-которыми другими. Вышеперечисленные слова располагаются на границе клас-сов полнозначных и неполнозначных слов.
Местоименная природа этих слов проявляется в том, что они, несмотря на близость к частицам, выступают как субституты мыслимых, но не называемых оценочных значений, иными словами, представляют собой сигналы некоторых имплицитных значений. Они могут выражать «и оценочное, и эмоциональное, и экспрессивное значения, но эта функция является для них вторичной, обуслов-ленной потребностями речевого высказывания» [Леденев 1995:12]. Роль и на-значение интересующих нас слов проявляется в том, что их вторичная эмоцио-нально-экспрессивная семантика ориентирована на то, чтобы определить, оха-рактеризовать значение тех полнозначных слов, к которым они относятся, и по-этому сообщить им новое качественное содержание, которого они не имели бы, если бы при них не стояли слова-квалификаторы, или усилить его.
Традиционная отнесенность этих слов либо к местоимениям, либо к на-речиям, либо к эмоциональным частицам вполне правомерна. Нельзя, однако, не заметить, что выделенные элементы обладают настолько очевидными вто-ричными функциями, что их рассмотрение лишь как местоимений, наречий или частиц не только не может отразить всей полноты присущих им функций, но и совершенно недостаточно для всестороннего понимания их реального назначе-ния в предложении и тексте.
Применительно к изучаемым местоименным и наречным словам катего-рия качественной квалификации будет проявляться в том, что они, сочетаясь с полнозначными словами, маркируют те дополнительные значения, которые придаются содержанию данных полнозначных слов в речи. Эта их квалифици-рующая роль часто не ограничивается тем словом, с которым они контактиру-ют, но распространяется на все словосочетание или предложение, и благодаря этому квалификаторы участвуют в реализации пропозитивной структуры пред-ложения и выявляют в себе способность к текстообразованию.
Для создания эмоционально-экспрессивной насыщенности художествен-ного текста используются различные речевые фигуры, оформленные эмоцио-нально-экспрессивными квалификаторами. Одной из активно функционирую-щих речевых фигур, оформленных с помощью слов-квалификаторов, является фигура повтора.
Повтор используется как средство создания смыслового усиления, выра-жает интенсивность чувств, действий, качеств, признаков, акцентирует внима-ние на их значимости, усиливает экспрессию речи, активизирует процессы вос-приятия [Волек 1995: 151]. Фигура повтора употребляется во всех функцио-нально-стилистических разновидностях современного русского литературного языка, выполняя разнообразные функции. Стилистическая функция повтора в значительной степени зависит от лексического значения повторяющихся эле-ментов. Для всех повторов характерна функция эмфазации высказывания. Эм-фаза заключается в выделении важной в смысловом отношении слова, группы слов, предложения при помощи интонации, особого эмфатического ударения, усилительных частиц, синтаксических средств, например, порядка слов, эле-ментов предложения или текста. Можно выделить несколько групп повторов.
Для повторов первой группы типично использование глагольных сказуе-мых. Глагольные формы выполняют функцию интенсификации глагольного действия, высокую степень его проявления, показывают необычность действия или его протекания: Ах, как любила она Наташу Ростову и Андрея Болконско-го. Ах, как любила! (М.Прилежаева); – Так растрогали, так растрога-ли…Спасибо вам, - говорил Филипп Филиппович. (М.Булгаков); Иван Иванович, как это было упомянуто выше, необыкновенно живописно говорил, когда нуж-но было убеждать кого. Как он говорил! Боже, как он говорил! (Н.Гоголь).
Вторую группу составляют построения, основанные на повторах эмоцио-нально-экспрессивного квалификатора при неглагольном сказуемом, например: Как глупо все, ах, как глупо… (М.Зощенко); Я так несчастна, так несчастна! – воскликнула г-жа Лаврецкая и залилась слезами. (И.Тургенев).
Во многих случаях в выражении эмоциональности предложений участ-вуют вспомогательные элементы. Одним из них являются междометия. Меж-дометия могут занимать позицию в абсолютном начале предложения или рас-полагаться между повторяемыми словами: Ах, как она мила, Жорж, как она мила! (А.Бестужев-Марлинский. Роман в семи письмах); Он подошел к откры-тому окну, бормоча: - Как глупо все, ах, как глупо… (М.Зощенко. Двадцать лет спустя). Нередко квалификатор появляется перед последующими членами по-втора, выполняя акцентирующую роль: - А горька наша неволя, ох, как горька! (А.Островский). Повторение слова-квалификатора в таких случаях не является обязательным. Он появляется перед последующими членами повтора, выполняя акцентирующую роль: - А горька наша неволя, ох, как горька! (А.Островский. Гроза); Ах, хороша она была сейчас, чудо как хороша! (Б.Васильев. А зори здесь тихие).
В повторах третьей группы могут использоваться субстантивные главные члены, не имеющие коннотативного значения. При этом на первое место вы-ступает эмоционально-экспрессивная оценка предмета, осложненная элемента-ми его характеристики. Например: А какой тариф! – говорила она, в ужасе за-крывая обе щеки руками. – Какой тариф! (А.Чехов).
В подобных случаях при повторе слово может сопровождаться определе-нием, раскрывающим характер оценки: Ах, какие дни, Дмитрий, какие жесто-кие дни! (И.Тургенев. Накануне). Определение жестокие имеет значение суро-вые, безжалостные и конкретизирует эмоциональное значение всей конструк-ции. В построении Ведь все это так просто, так удивительно просто и ясно! (В.Вересаев. Два конца) обстоятельство удивительно уточняет эмоцию, кото-рую выражает говорящий. Сила эмоциональности конструкции возрастает при помощи повтора и включения однородного сказуемого.
Кроме этого, возможен повтор при второстепенных членах предложения. Встречаются повторы квалификатора и слова, которое он квалифицирует: Ведь как хорошо, как хорошо устроила великая природа! (В.Дудинцев. Белые одеж-ды). Повторяться может только эмоционально-экспрессивный квалификатор, сопровождая разные определения. Трофимов с острым холодком в сердце все шептал: «Ах, какой хороший старик! Какой все-таки умный, добрый старик!» (П.Проскурин. Исход). Задача определений в таких построениях – охарактери-зовать предмет как можно полнее, объемнее, при этом эмоционально-экспрессивный квалификатор акцентирует значение этой характеристики.
Еще одной разновидностью этой фигуры является повтор собственно эмоционально-экспрессивных квалификаторов при однородных членах. Обыч-ны двоекратные и троекратные повторы. Повтор эмоционально-экспрессивного квалификатора способствует логическому выделению каждого члена однород-ного ряда. Например: Как хороши, как свежи были розы! (И.Бунин); Как мила, как богата графиня! (А.Бестужев – Марлинский. Испытание); С каким терпе-нием, с какой любовью следил он за жизнью этого растения! (Мережковский. Воскресшие боги); Это было так необыкновенно, так страшно. (М.Булгаков. Роковые яйца); А жизнь так очаровательно красива и так омерзительно ко-ротка! (А.Куприн. Гога Веселов); Нередко безрассудные в своих прихотях, как благородны они (женщины – Л.Ч.) в страстях своих, как мерны в восторгах, как витиеваты в убеждениях! (А.Бестужев – Марлинский. Аммалат-бек).
Думается, что случаи, когда квалификатор открывает ряд однородных членов, также можно считать особыми повторами – имплицитными: Какие странные, новые, страшные впечатления! (И.Тургенев); И хотелось Гущину плакать от сознания того, что он такой бессильный, трусливый, скупой, га-денький, бездарный и глупый и что нет у него ни воли, ни желаний. (А.Куприн). Квалификатор открывает однородный ряд, но относится не только к первому однородному члену, а к каждому составляющему однородный ряд. Таким обра-зом, имплицитно усиливается значение каждого однородного члена.
Интенсифицировать выражаемые чувства помогает стилистический по-втор – прием накопления синонимов (языковых или контекстуальных). Напри-мер: А ведь как весело, как празднично было здесь совсем недавно! (В.Катаев); Завидую любезности, уму любовников книжных – но зато как вяла, как холодна любовь их – это луч месяца, играющий по льду! (А.Бестужев-Марлинский).
Особой разновидностью повтора считается параллелизм синтаксических конструкций. Например: Какая безотрадная горесть напечатлена была на этом высоком челе, какое гордое отчаяние сверкало из этих бесслезных очей, какие горькие жалобы таились в этой белоснежной груди, волнуемой вздохом неразрешимым!! (А.Бестужев – Марлинский). В параллельных конструкциях могут использоваться языковые или контекстуальные синонимы. Синонимы образуют дополнительные речевые смыслы, делая текст эмоционально насы-щенным. Как приятно танцевать, как чудесно, как весело! (М.Прилежаева).
Служить средством усиления экспрессии текста могут параллельные кон-струкции, в которых используются языковые или контекстуальные антонимы. Ты послушай сам: любовь… какое сильное, горячее слово! Природа… какое хо-лодное, школьное выражение! (И.Тургенев); С каким волнением говорит он о спокойствии, с какой страстью – о бесстрастии! (Мережковский). Антонимы делают текст контрастным, квалификаторы выполняют интенсифицирующую функцию, одинаковая структура усиливает воздействие на слушателя.
Параллельные конструкции с эмоциональными квалификаторами исполь-зуются в художественных экспрессивных текстах довольно часто. Экспрессив-ность текста-описания Смотрите ж, дети на него: Как он угрюм, и худ, и бле-ден! Смотрите, как он наг и беден, как презирают все его! (М.Лермонтов. Пророк) усиливается с помощью использования параллельных конструкций, повтора эмоционального квалификатора. Кроме этого, реализации экспрессив-но-образной функции данного текста способствуют особые лексические, мор-фологические и синтаксические средства: эмоционально окрашенная лексика, использование в роли сказуемых кратких форм прилагательного, приобретаю-щих здесь добавочное значение чрезмерной степени обладания признаком, от-крытые синонимические ряды с повторяющимся союзом и.
В пустом, сквозном чертоге сада Иду, шумя сухой листвой: Какая странная отрада Былое попирать ногой! Какая сладость все, что прежде Ценил так мало, вспоминать! Какая боль и грусть – в надежде Ещё одну вес-ну узнать! (И.Бунин). Одинаковое строение предложений в данном тексте по модели квалификатор + существительное (обозначающее чувство), использо-вание метафор, повторение эмоциональных квалификаторов делает текст пере-полненным эмоциями, которые испытывает человек на закате дней. Эмоцио-нально-экспрессивные квалификаторы, обладая большим семантическим по-тенциалом, позволяют создать подтекст произведения – размышления о кратко-сти человеческой жизни. Образность текста, глубина содержания при неболь-шом объеме делают его и эмоционально содержательным, экспрессивным.
О, что за зрелище! …Как суетливо и быстро стучали шатуны, как пели рельсы, с какой непреодолимой волшебной силой притягивали в себе голово-кружительно мелькающие литые колеса, окутанные плотным и вместе с тем почти прозрачным паром. (В.Катаев). Данный текст представляет собой описа-ние ребенком увиденного на железной дороге. Цель текста – не только отразить самые яркие впечатления ребенка, но и воздействовать на адресата, передать чувства, охватившие рассказчика (восторг, восхищение, удивление) достигается с помощью параллельных конструкций (модель квалификатор + глагол), мета-фор, повтора эмоциональных квалификаторов.
Эти примеры свидетельствуют о том, что речевые фигуры с участием ме-стоименных и местоименно-наречных слов с квалифицирующим значением ха-рактеризуются большим разнообразием как в структурном, так и в семантиче-ском отношениях. Таким образом, наблюдается тенденция к избыточности по-строений с эмоционально-экспрессивными квалификаторами: различного рода повторы, градация, парцелляция, накопление квалификаторов. В избыточных текстах эмоциональность и оценочность эксплицируются с помощью повторов, использования наряду с квалификаторами экспрессивных междометий и обра-щений.
Как показывает проанализированный материал, речевая фигура повтора с участием эмоционально-экспрессивных местоименных и местоименно-наречных слов-квалификаторов делают речь эмоционально насыщенной, соз-дают эффект подтекста, позволяют выделить наиболее важные для речевой си-туации компоненты высказывания или текста.

ЛИТЕРАТУРА
1. Волек Б. Типы повторов в русском языке: семиологическая точка зрения // Язык и эмоции. – Волгоград: 1995. – С. 150-154.
2. Гак В.Г. Высказывание и ситуация // Проблемы структурной лингвистики. – М.: 1973. – С. 349-372.
3. Дискурсивные слова русского языка: опыт контекстно-семантического опи-сания. // Под ред. К.Киселевой и Д.Пайара. – М.: Метатекст, 1998.
4. Иванчикова Е.А. Парцелляция, ее коммуникативно-экспрессивные и синтак-сические функции.– М.: 1968.
5. Изард К.Э. Психология эмоций. – СПБ: 1999.
6. Леденев Ю.И. Слово, предложение, текст (концепция системного исследо-вания и обучения) – Ставрополь: 1995.
7. Шаховский В.И. О лингвистике эмоций. // Язык и эмоции. – Волгоград: 1995. – С.3-14.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 08-12, 17:57 
Не в сети

Зарегистрирован: 06-12, 16:50
Сообщения: 9
Откуда: Новосибирск
Как Вы считаете, можно ли отнести обращения к категории квалификаторов? Почему?

_________________
C уважением,
Артём Алексеевич Шмаков,
студент сткдент 4 курса гуманитарного факультета Новосибирского государственного университета


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 09-12, 04:03 
Не в сети

Зарегистрирован: 09-12, 02:52
Сообщения: 6
Откуда: Владикавказ
Проводите ли Вы разграничение между фразеосинтаксическими моделями с местоименно-наречными компонентами как опорными и синтаксическими конструкциями с фигурами повтора?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 12-12, 10:51 
Не в сети

Зарегистрирован: 12-12, 10:41
Сообщения: 3
Откуда: г.Армавир
Спасибо, Артем, за вопрос. На мой взгляд, если обращение содержит компонент субъективной модальности, его можно причислить к категории квалификаторов. Если у Вас будут дополнительные вопросы, я готова Вам ответить.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 12-12, 10:55 
Не в сети

Зарегистрирован: 12-12, 10:41
Сообщения: 3
Откуда: г.Армавир
Здравствуйте, Лариса, спасибо за вопрос. Несомненно, такое различие существует. Я готова ответить на ваш вопрос более подробно, поэтому жду Вашего письма на свой e-mail.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 12-12, 17:06 
Не в сети

Зарегистрирован: 06-12, 16:50
Сообщения: 9
Откуда: Новосибирск
Спасибо за ответ, совершеннос огласен с Вами.

_________________
C уважением,
Артём Алексеевич Шмаков,
студент сткдент 4 курса гуманитарного факультета Новосибирского государственного университета


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 12-12, 23:41 
Не в сети

Зарегистрирован: 09-12, 02:52
Сообщения: 6
Откуда: Владикавказ
Уважаемая Любовь Чернова! Если Вас итересуют проблемы экспрессивного синтаксиса, в частности, фразесинтаксические модели, свяжитель, пожалуйста, со мной. у меня небольшие трудности с открытием Вашего адреса!
с уважением, Моргоева Л.Б.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 7 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB