Современный русский язык: динамика и функционирование

Конференция
Текущее время: 20-05, 23:22

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: А. В. Шаулов (Махачкала)
СообщениеДобавлено: 07-12, 19:21 
Не в сети
Site Admin

Зарегистрирован: 03-12, 21:20
Сообщения: 48
Откуда: Волгоград
СОВРЕМЕННАЯ ЯЗЫКОВАЯ СИТУАЦИЯ И ПРОБЛЕМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В КОНТЕКСТЕ КОНЦЕПЦИИ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ ДАГЕСТАНЕ

Современный этап модернизации системы российского образования, непосредственной целью которой является создание механизма ее устойчи-вого развития для обеспечения качества получаемых учащимися знаний, предъявляет высокие требования к различным сторонам деятельности школ. Одно из этих требований – современная школа должна быть ориентирована на работу с учащимися, имеющими различные убеждения, на диалог, разви-тие межличностного и межгруппового общения – заключается в переносе центра тяжести в обучении и воспитании на творческие направления челове-ческой деятельности: школа создает все необходимые условия для личност-ного развития ребенка.
Развитие национально-регионального компонента в указанном ракурсе представляется актуальным. В основе национально-региональной системы образования Республики Дагестан лежит принцип обеспечения единого обра-зовательного пространства в Российском федеративном государстве с учетом культурно-исторических пластов и социально-экономических особенностей Дагестана.
По мнению авторов монографии «Национально-региональный компо-нент в системе образования Республики Дагестан», «дагестанская нацио-нальная школа … должна обеспечивать темпы развития родной и русской речи в полном объеме с учетом функциональных возможностей как русского, так и родных языков в регионе» » [Магомедов, Шурпаева 2003: 50-51], по-скольку это позволит автоматически регулировать объем функций родного и русского языков в рамках учебно-воспитательного процесса.
Отсутствие в Дагестане объективных условий для осуществления про-цесса обучения на родном языке на всех ступенях непрерывного образования по причине несформированности необходимой учебно-материальной, мето-дической, научной базы, а также в связи с тем, что на территории республики представлены языки 14 народов, имеющих письменность, обуславливает особую функцию русского языка как языка межнационального общения.
В последние десятилетия на языковую ситуацию в Дагестане сущест-венное влияние оказывают миграционные процессы, связанные с переселе-нием жителей высокогорных аулов в равнинные районы республики, а также урбанизация, что повлекло за собой появление 143 населенных пунктов со смешанным национальным составом. Для них характерно недостаточное владение родным языком. Положение осложняется и тем, что русский язык подвергается влиянию языковой среды даже тогда, когда учащиеся не владе-ют родным языком. В данном случае проявляются явления внутриязыковой интерференции, которые в определенной степени препятствуют успешному усвоению русского языка учащимися-дагестанцами.
В этой связи особое значение приобретает глубоко продуманная языко-вая политика, направленная на формирование паритетного двуязычия.
Как отмечает Г. И. Магомедов, «плохое знание русского языка может привести к национальной изоляции и падению интеллектуального уровня наших народов» [Магомедов 2008: 4].
Сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация в Республике Дагестан диктует необходимость изучения и совершенствования методики преподавания русского языка как государственного и языка меж-национального общения на всех образовательных ступенях. Начальная сту-пень при этом является своеобразной отправной точкой в овладении учащи-мися-дагестанцами русской речью, поскольку в ряде случаев в условиях сельской местности учащиеся впервые слышат русскую речь только с прихо-дом в школу.
В настоящее время в школы республики активно внедряются учебники «Русский язык» для начальных классов дагестанской школы (авторы Маго-медов Г. И., Шурпаева М. И.), призванные решить проблемы адаптации про-граммного материала по русскому языку с учетом особенностей родных язы-ков учащихся, в первую очередь, по совершенствованию коммуникативной компетенции обучающихся.
Данные учебники имеют достаточное количество упражнений, обеспе-чивающих развитие устной и письменной речи учащихся, решение учебных задач с отражением всех учебных действий, включая реализацию поэтапно-сти усвоения знаний, повторяемости, самоконтроля и т. д.
Методика построения учебников позволяет каждый новый грамматиче-ский материал, трудный с позиции учащихся-дагестанцев, активизировать в процессе речевой тренировки, систематически повторять ранее пройденный материал в связи с изучением нового. Особое внимание в учебнике уделено правильному произношению, обогащению словаря, употреблению типовых конструкций.
В учебники введены элементы уровневой дифференциации материала (задания повышенной трудности)
Поскольку для учащихся начальных классов в большинстве случаев ведущим является наглядно-образное мышление, в учебниках предусмотрен соответствующий иллюстративный материал, соответствующий тематике текстов и возрасту учащихся.
Авторами разработаны исходные установки концепции обучения рус-скому языку учащихся-дагестанцев в начальных классах, среди которых:
1) особенность сложившейся языковой ситуации в РД;
2) роль и место обучения русскому языку в системе образования региона;
3) цели, содержание и стратегия обучения русскому языку в начальных классах дагестанской общеобразовательной школы;
4) общность обучения русскому и родному языкам (взаимосвязанное обу-чение) в условиях формирования национально-русского двуязычия;
5) определение условий, необходимых для правильного построения сис-темы обучения русскому языку.
Как отмечает М. И. Шурпаева, «целью обучения русскому языку в 1-4 классах дагестанской национальной школы является создание прочной и за-вершенной коммуникативной базы, необходимой и достаточной для общения учащихся младшего школьного возраста на русском языке… Главная мето-дическая задача обучения русскому языку в дагестанской начальной школе определяется коммуникативно-деятельностным характером владения язы-ком, который предполагает использование русского языка в естественных для общения ситуациях» [Шурпаева 2008: 18].
Общеизвестно, что коммуникация осуществляется как в устной, так и в письменной форме. Одной из характеристик, определяющих степень владе-ния письменной речью, является сформированность орфографических навы-ков, непосредственно испытывающих интерферирующее влияние родных языков учащихся на фонетическом, морфологическом и синтаксическом уровнях.
В этой связи представляется необходимым формирование орфографи-ческих навыков на коммуникативной основе, в том числе, развивая письмен-ную речь.
Письменная речь – это абстрагирование и от звучащей речи, и от собе-седника.
Степень развития речи учащегося является несомненным условием ус-пешного овладения навыком правописания, поскольку алгоритм проверки зачастую требует подбора родственных слов, семантической соотнесенности в сознании пишущего групп слов, т. е. значительной активизации словарного запаса. В условиях двуязычия эта проблема усугубляется необходимостью развития умения употреблять в речи изучаемые лексические единицы, фор-мированием у учащихся навыков и умений переносить изученный материал в свои самостоятельные высказывания в устной и письменной форме.
В этой связи при разработке методики обучения учащихся-дагестанцев основам русской орфографии целесообразно использование регионального компонента, имеющего этнокультуроведческую природу, требующего учета особенностей родного языка, культуры и языкового мышления, что позволя-ет использовать произведения дагестанских авторов с употреблением быто-описательной, ономастической лексики, а значит реализует воспитательную функцию (для указанных целей привлекаются орфографически адаптирован-ные тексты из курса «Культура и традиции народов Дагестана» для соответ-ствующих классов, а также пословицы, поговорки и народные приметы на-родов Дагестана и Северного Кавказа). Не стоит полагать, что подобный от-бор дидактического материала отвлекает учащихся от решения собственно орфографических задач, как отмечают некоторые методисты. Поднимая эту проблему, Л. Г. Ходес отмечает, что «вопросы эти не должны превышать средний уровень трудности и требовать большого напряжения умственных сил учащихся… Что же касается «рассредоточенности» внимания и умствен-ных действий учащихся, то это – обычное состояние пишущего при выпол-нении творческих работ с грамматическим заданием, приближенных к есте-ственным условиям «неучебного» письма» » [Ходес 1977: 126].
При подобном использовании технологии орфография способствует не только развитию личности учащихся, формированию способов умственной деятельности, мотивации к процессу учения, но и процессу социализации обучения. Совершенствование орфографической работы требует того, чтобы она в национальной школе была целиком основана на развитии речи и по-этому связана со всеми разделами курса, со всеми уровнями языка. Здесь не-обходимо иметь в виду не только письменную речь как непосредственное от-ражение навыка правописания, но и развитие устной речи, цель обучения ко-торой в нерусской школе – воспитание социально активной коммуникатив-ной личности – связывается с развитием принципа активной коммуникации.
Таким образом, в основу обучения русскому языку в полиэтническом Дагестане целесообразно положить концепцию о взаимосвязанном овладе-нии учащимися лингвистической и коммуникативной компетенцией: «Принципы, используемые при обучении лингвистической компетенции, связаны с усвоением учащимися языковых знаний (овладение понятиями, за-конами, из совокупности которых складывается теория)» [Шурпаева 2000: 25]. Это тем более актуально, что методическая мысль последних десятиле-тий развивается по пути совершенствования коммуникативной компетенции учащихся, где основой обучения языку является общение и максимальное приближение к естественным условиям совершения речевого акта.

Литература:
1. Магомедов Г. И. Функционирование русского языка как государствен-ного языка и языка межнационального общения в Республике Дагестан/ В сб. «Повышение качества обучения русскому языку в образовательных учреж-дениях Республики Дагестан»: Материалы республиканской научно-практической конференции. – Махачкала: ООО «Издательство НИИ педаго-гики, 2008. – 198 с.
2. Магомедов Г. И., Шурпаева М. И. Национально-региональный компо-нент в системе образования Республики Дагестан: теория и практика. – Ма-хачкала: ООО «Издательство НИИ педагогики, 2003. – 384 с.
3. Ходес Л. Г. Об одной форме межпредметных связей на уроках синтак-сиса/ «Межпредметные связи в преподавании русского языка» (Сборник ста-тей из опыта работы). Пособие для учителей. Составитель Н. Н. Ушаков. – М.:Просвещение, 1977. – 132 с.
4. Шурпаева М. И. Лингвометодические основы обучения русскому языку учащихся начальных классов дагестанской национальной школы. ДД. – Ма-хачкала, 2000. – 157 с.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 08-12, 18:02 
Не в сети

Зарегистрирован: 06-12, 16:50
Сообщения: 9
Откуда: Новосибирск
Очень интересно было ознакомиться с заявленной проблемой! Есть два вопроса:

1. Как на практике реализуется коммуникативный подход при обучению русскому языку в начальной школе?

2. Какая методика обучения применяется в школе: русский как иностранный или русский как иностранный?

_________________
C уважением,
Артём Алексеевич Шмаков,
студент сткдент 4 курса гуманитарного факультета Новосибирского государственного университета


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 09-12, 19:23 
Не в сети
Site Admin

Зарегистрирован: 03-12, 21:20
Сообщения: 48
Откуда: Волгоград
Артём Шмаков писал(а):
Какая методика обучения применяется в школе: русский как иностранный или русский как иностранный?


Артём, Вы, видимо, как-то по-другому хотели сформулировать вопрос?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 10-12, 07:00 
Не в сети

Зарегистрирован: 06-12, 16:50
Сообщения: 9
Откуда: Новосибирск
Извините, действительно, по-другому.
русский как иностранный или русский как родной?

_________________
C уважением,
Артём Алексеевич Шмаков,
студент сткдент 4 курса гуманитарного факультета Новосибирского государственного университета


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB